|
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства экономического развития и торговли. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, функции по контролю за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах по обеспечению действия специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области.
Суть деятельности агентства — содействие реализации таких государственных инвестиционных инструментов, как инвестиционные площадки с особым экономическим режимом (налоговые и таможенные льготы), и предварительный анализ проектов, претендующих на поддержку из инвестфонда. С 2005 по 2011 год государство намерено инвестировать в создание ОЭЗ порядка 43 млрд руб.
Официальный сайт: http://www.rosoez.ru/
ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»). В 2006 году в целях реализации Соглашений о создании ОЭЗ и обеспечения условий для создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ, а также для управления указанными объектами федеральное государственное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Внешстройимпорт" было преобразовано в открытое акционерное общество "Особые экономические зоны".
Официальный сайт: http://www.oao-oez.rosoez.ru/
Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
- производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
- развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Промышленно-производственные ОЭЗ
Промышленно-производственная зона — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
- Особая экономическая зона в Липецкой области
- Особая экономическая зона в Республике Татарстан
Характеристика ОЭЗ промышленно-производственного типа:
- Размещение объектов промышленного назначения
- Площадь не более 20 кв. км.
- Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
- Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
- Срок существования не более 20 лет
- Капитальные вложения не менее 10 млн. €, в первый год – не менее 1 млн. €
На конкурс, на организацию промышленно-производственных зон, проводившийся с 2 по 28 ноября 2005 г., поступило 43 заявки. 28 ноября 2005 года на заседании конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов, победителями по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа признаны 2 региона - Липецкая область и Татарстан.
Технико-внедренческие ОЭЗ
Технико-внедренческая зона - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
- Особая экономическая зона в г. Санкт-Петербурге
- Особая экономическая зона в Зеленоградском административном округе г. Москвы
- Особая экономическая зона в г. Дубне (Московская область)
- Особая экономическая зона в г. Томске (Томская область)
Характеристика ОЭЗ технико-внедренческого типа:
- Ведение технико-внедренческой деятельности
- Создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра
- Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
- Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. (часть третья в ред. Федерального Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
- Срок существования не более 20 ле
На конкурс, на создание технико-внедренческих зон, проводившийся с 2 по 28 ноября 2005 г., поступило 29 заявок , победителями по созданию особых экономических зон технико-внедренческого типа признаны 4 региона - г. Санкт-Петербург, Москва (г. Зеленоград), Московская область (г. Дубна), Томская область (г. Томск).
Туристско-рекреационные ОЭЗ
Туристско-рекреационная зона — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 №№ 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73 созданы следующие особые экономические зоны туристско-рекреационного типа соответственно:
- Особая экономическая зона в Калининградской области
- Особая экономическая зона в Краснодарском крае
- Особая экономическая зона в Ставропольском крае
- Особая экономическая зона в Алтайском крае
- Особая экономическая зона в Республике Алтай
- Особая экономическая зона в Республике Бурятия
- Особая экономическая зона в Иркутской области
Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
- Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.
- Могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований.
- Туристско-рекреационных ОЭЗ могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
- В туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда.
- Оказание туристических и оздоровительных услуг.
Портовые ОЭЗ
Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон» предусматривается возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон. Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Длительный период окупаемости портового хозяйства, высокая стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, предусматривает срока создания портовых ОЭЗ до 49 лет.
Условия создания
В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
- На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:
- Технико-внедренческие (площадью не более 2 км²);
- Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
- Туристско-рекреационные;
- Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
- На территории ОЭЗ не допускается:
- Добыча и переработка полезных ископаемых;
- Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
- ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.
Цели создания с точки зрения государства
- Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны.
- Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
- Развитие экспортной базы.
- Импортозамещение.
- Аппробация новых методов менеджмента и организации труда.
Цели создания с точки зрения инвесторов
- Освоение новых рынков сбыта.
- Приближение производства к потребителю.
- Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин.
- Доступ к инфраструктуре.
- Использование более дешёвой рабочей силы.
- Попытка снижения влияния бюрократии.
Новости по теме
|
Депутаты предлагают упростить порядок ввоза грузов на территорию особых экономических зон (ОЭЗ), РосОЭЗ не против. Поправки в закон об особых зонах разрешают их резидентам менять номенклатуру ввозимых в зоны товаров по мере необходимости (сейчас — не чаще чем раз в квартал). Проект внесен в Госдуму членом комитета по экономполитике Владимиром Головневым и будет рассмотрен в осеннюю сессию.
В Госдуму внесены поправки к закону "Об особых экономических зонах в РФ" (ОЭЗ). Они позволяют сохранить земельные участки и инфраструктуру портовой ОЭЗ в частной собственности и снижают в десять раз (до ?10 млн) объем обязательных капитальных вложений в строительство ОЭЗ. Так государство пытается спасти от провала второй конкурс на создание портовых ОЭЗ, намеченный на осень,— первый конкурс в июне владельцы крупных портов игнорировали.
Минэкономразвития провело презентацию первых особых турзон — Алтайской долины и Бирюзовой Катуни. Переманить туристов, отдыхающих в Европе, вряд ли получится, считают эксперты.
В туристско- рекреационных Особых экономических зонах (ОЭЗ) появились первые резиденты. Об этом сегодня было объявлено на презентации в ОЭЗ Бирюзовая Катунь.
ГК «Волга-Днепр», крупнейшая одноименная авиакомпания которой базируется в Ульяновске, примет участие в создании авиахаба и особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе аэропорта Красноярск. ГК заключила с руководством Красноярского края. 7 июня аналогичное соглашение компания подписала с Ульяновским правительством, в рамках которого будет развивать в регионе базу технического обслуживания воздушных судов. Объем инвестиций в ульяновский проект — 653 млн руб., объем инвестиций в Красноярский — еще не определен. Аналитики считают, что крупный проект в Красноярском крае одному инвестору не осилить и для этого будет создан пул из резидентов ОЭЗ.
Вчера стало известно, что конкурсная комиссия по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) отклонила заявки Краснодарского края. Администрация Кубани намерена участвовать в новом этапе конкурса, намеченном на осень текущего года, с проектом порта в Темрюкском районе, на мысе Железный Рог. Фактором риска этих проектов эксперты называют экологическую составляющую, а также общественное мнение, которое тоже учитывается РосОЭЗ при рассмотрении заявки.
Первый конкурс по созданию особых экономических зон портового типа закончился неудачно. Крупные морские порты отказались от участия в создании ОЭЗ, и в итоге морская портовая зона появится лишь в Советской Гавани. Аэропортовые ОЭЗ будут созданы в Ульяновске и Красноярске. Коммерческие управляющие компании портов не готовы отдавать свои полномочия государственному ОАО РосОЭЗ и намерены участвовать в конкурсах только после изменения закона о портовых ОЭЗ.
Аэропорт Красноярск получит статус особой экономической зоны (ОЭЗ). Накануне такое решение приняла конкурсная комиссия Минэкономразвития РФ. Затраты на строительство составят 25 млрд руб., больше половины этой суммы должен предоставить частный инвестор. Аналитики отмечают, что при относительно низком росте авиационных грузоперевозок в России дивиденды от реализации проекта получит не аэропорт, а регион — «за счет развития инфраструктуры».
Совгаванский порт стал одним из трех победителей конкурса на создание портовой особой экономической зоны. На Дальнем Востоке его соперниками были порт Восточный (Приморье) и порт Петропавловска-Камчатского. Как сообщили в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), выбор заявки Совгавани обусловлен выгодным географическим положением морского порта, который является восточной точкой БАМа. По мнению экспертов, на Дальнем Востоке нужно не менее двух ПОЭЗ, в том числе в порту Восточном.
ПОЭЗ создается сроком на 49 лет и может располагаться на территории морских и речных портов, а также международных аэропортов. В них допускается ведение погрузо-разгрузочных работ, оказание услуг по складированию и хранению грузов, комплектование и переупаковка товаров, сборка, оптовая торговля. Резиденты зон в течение пяти лет освобождаются от НДС и импортных пошлин при ввозе оборудования и стройматериалов для собственных нужд, топливных акцизов, а также получат льготы по земельному и имущественному налогу. Взамен частные инвесторы обязаны вложить в строительство нового морского порта от ?100 млн, речного или аэропорта — ?50 млн, а в реконструкцию существующего объекта — ?3 млн.
Правительство Татарии предложило российскому правительству понизить инвестиционный порог для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) с €10 млн до €3 млн. Главным претендентом на работу в новых условиях станет ОАО "Северсталь-авто", организующее производство автокомпонентов на территории ОЭЗ "Алабуга", которую на этой неделе посещал премьер-министр Владимир Путин. Спустя три года бума инвестпроектов в ОЭЗ не произошло, и вероятность изменения их статуса велика.
Сегодня было отобрано 17 заявок на участие в конкурсе по созданию особых экономических зон (ОЭЗ) портового типа.
|
|
| |