|
Инвестиционный фонд России - государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. Инвестиционный фонд РФ был создан в ноябре 2005 года как «инструмент активной государственной инвестиционной политики для интенсификации структурных преобразований российской экономики». Управляет фондом Министерство регионального развития России (с 2007 года, до этого - Министерство экономического развития и торговли)
Механизм функционирования Инвестиционного фонда
В законе о федеральном бюджете на 2006 впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда объёмом 69,7 млрд руб. На 2007 запланировано 72 млрд руб. Наполнение фонда происходит за счет повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счёт экономии на процентах.
Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.
Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 %.
Одобренные Правительственной комиссией инвестиционные проекты распределяются по отраслям экономики следующим образом:
- 45% — на развитие транспортной инфраструктуры,
- 30% — на развитие промышленных отраслей,
- 10% — на реализацию проектов в области ЖКХ,
- 5% — на создание инновационной инфраструктуры,
- 10% — на другие отрасли народного хозяйства.
Господдержка из инвестиционного фонда осуществляется в трёх форматах:
- прямое софинансирование проектов;
- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
- система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).
Будет использоваться два типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность. В количественные критерии входят:
- общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
- бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
- финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).
Количественные критерии утверждаются совместным приказом Минэкономразвития и Минфина.
Оценка со стороны:
Суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов, то есть прямые вливания в экономику РФ, превысят 1 трлн рублей. Из них 341,8 млрд рублей (порядка 30%) будут выделены из Инвестфонда. Свободный остаток средств фонда с учетом реализации проектов, утвержденных правительственной комиссией к настоящему моменту, и средств, предусмотренных проектом федерального бюджета до 2010 года составит 175,8 млрд рублей.
Реализация проектов позволит создать в регионах 110 тысяч дополнительных рабочих мест и привлечь до 1 трлн. рублей частных инвестиций, государственный бюджет России получит дополнительные 544 млрд. рублей. Реализацию проектов планируется завершить в 2010 - 2015 гг.
В феврале 2006 Минэкономразвития объявило первый этап отбора проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда. Он прошёл с 20 марта по 20 мая. В Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами поступило 46 проектов, из которых 12 были признаны соответствующими требованиям.
26 июля 2006 года правительственная комиссия одобрила 4 первых проекта, претендующих на софинансирование из Инвестиционного фонда. 3 августа правительственная комиссия одобрила еще 3 проекта. Общая стоимость семи проектов составит 667,7 млрд руб. Их финансирование из Инвестфонда запланировано на уровне 164 млрд руб. Каждый из проектов будет оформлен инвестиционным соглашением.
- Строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» вокруг Санкт-Петербурга протяженностью 46,4 км. Сумма реализации проекта составляет 82,7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств.
- Строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб. Строительство должно начаться в 2007 году.
- Комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить 358,7 млрд руб. (из Инвестфонда — 34,22 млрд руб.). Средства предлагается потратить на развитие транспортной инфраструктуры и на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС. Также планируется построить Богучанский газоперерабатывающий завод, Чадобский цементный завод, каскад Нижнеангарских ГЭС, Пороженский завод ферросплавов, Богучанское энерго-металлургическое объединение, а также лесопромышленный комплекс.
- Строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, предложенный компанией «Татнефть». Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда — 16,5 млрд руб.).
- Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, представленный компанией «Норильский никель». Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда — 40,9 млрд руб.).
- Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1 Москва-Минск. Его стоимость — 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда — 10,01 млрд руб.). Проект внесён Федеральным дорожным агентством. Инвестор будет определен по результатам концессионного конкурса, после чего доля госучастия в строительстве дороги может быть снижена.
- Строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта — 26 млрд руб. (из Инвестфонда — 8,8 млрд руб.). Этот проект будет реализовываться в рамках концессии.
Новости по теме
|
Готовятся поправки в положение о работе Инвестиционного фонда, сообщили несколько чиновников из разных министерств после совещания в аппарате правительства.
Есть идея принципиально изменить подход к работе инвестфонда, говорит чиновник Минрегиона: «Мы сталкиваемся с забюрократизированным и непрозрачным процессом принятия решений, пора делать Инвестфонд привлекательным для бизнеса».
Инвестфонд может сдуться: Минрегион распределил все его средства. Минфин предлагает приостановить одобрение заявок.
Глава Минрегиона Дмитрий Козак вчера признал, что денег в инвестфонде не хватает даже на финансирование одобренных федеральных проектов. В ведомстве ждут, пока Минфин окончательно определится с суммой, которая попадет в инвестфонд из бюджета 2009-2011 годов. Дефицит инвестфонда к 2016 году может составить 600 млрд руб., и в Минрегионе не исключают, что ряд федеральных проектов не получит софинансирования — инвесткомиссия фонда на этой неделе будет обсуждать лишь региональные проекты, на которые Минфином обещаны твердые 80 млрд руб. в год.
С этого года инвестфонд может финансировать не только крупные федеральные, но и небольшие региональные инвестпроекты. У «Ведомостей» есть проект распределения средств между регионами, обсуждавшийся в пятницу на совещании в Минрегионе.
Инвестфонд начинает работать с регионами, но и от концессий не отказывается. Это следует из нового положения о работе инвестфонда, утвержденного правительством.
Правительство зарезервирует 80 млрд руб. в Инвестиционном фонде на проекты регионального значения. Государственную помощь получат проекты стоимостью не менее 500 млн руб. при условии, что частные инвесторы возьмут половину расходов на себя. Новые правила отбора региональных инвестпроектов утвердил на днях премьер-министр Владимир Путин.
|
|
| |